Близорукость. Профилактика нарушений.

 «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость.

Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание.

К сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом, амблиопией («ленивый глаз») и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет.

По данным общероссийской статистики: среди первоклассников миопия (или близорукость) встречается  в 3% случаев, среди школьников 3-х классов – 10%. В 9-м классе этим заболеванием страдают уже 16% мальчиков и девочек, и часто в высокой степени!

Около 20% выпускников школ страдают так называемой «школьной», прогрессирующей близорукостью. 
В целом, количество детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает в 1,5 раза. 

К основным факторам, вызывающим миопию (близорукость) у школьников, относятся: 
1. недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном освещении). Неизменный вред приносит недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения. 
2. неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы и в домашней обстановке размеры мебели соответствовали росту детей. 
3. неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует ослаблению зрения. 

Познание окружающего мира — важное для школьника занятие. Однако порой познавательный процесс может быть омрачен возникшими проблемами со зрением. Как не допустить подобной ситуации? Расскажем!
Правила чтения

  • Нельзя читать во время езды в автобусе, автомобиле
  • Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев.
  • Во время занятий рабочее место ребенка должно быть достаточно хорошо освещено. Свет должен падать на страницы сверху и слева.
  • Книжки для дошкольников и младших школьников должны быть с крупным шрифтом. Детям, у которых плохо развита аккомодация, а зрительные нагрузки чрезвычайно велики, грозит близорукость.
  • Во время чтения следует делать перерывы от трех до пяти минут.  
  • Чтобы разгрузить глазную мышцу рекомендуется выполнять несложные упражнения для глаз: поморгайте; закрыв глаза, повращайте глазными яблоками; подойдя к окну, расслабьтесь, посмотрите вдаль.
  • Необходимо правильно и рационально организовать рабочее место для школьника

Почти во всех домах, телевизор работает, чуть ли не круглые сутки. Это пагубно сказывается на зрении  детей.

Создаем правильные условия для просмотра.
Не смотрите телевизор в очень темной комнате, из-за перепадов яркости у детей быстро возникнет зрительное утомление. Смотрите телепередачи днем или вечером, в комнате с хорошим освещением. 
Сидеть  нужно прямо напротив экрана телевизора, на расстоянии 2,5-3х метров. Позвоночнику необходима опора, так что усадите его на стул или кресло с вертикальной спинкой. Обращайте внимание на качество изображения. 

 

Предупреждение ухудшения зрения

Если же говорить о том, как предупредить ухудшение зрения, то очень важна хорошая освещенность того места, где находится ребенок. Если он играет, смотрит книжки, рисует — обязательно должен быть достаточный свет! И еще непременно нужно соблюдать правильное расстояние между глазами и книгой или рисунком — 25–30 см.

Для сохранения зрения ребенка важно ограничить время пребывания перед экраном телевизора или компьютера. Дошкольникам можно смотреть телевизор не больше, чем полчаса в день и на расстоянии не менее 3 метров, при этом комнате обязательно должно быть слабое освещение — нельзя смотреть в полной темноте. Начиная со школьного возраста, можно смотреть и по часу, но лучше с перерывами. Если ребенку назначены очки, он должен не только читать и смотреть телевизор в очках, а постоянно носить их. Детям назначают очки только для постоянного ношения. Что же касается компьютеров, то до трех лет общение с ними надо исключить. С трех до семи лет можно проводить не более 20 минут перед дисплеем, и не чаще двух раз в неделю. После 7 лет — 1 час в день или два подхода по 40 минут. И при этом расстояние до экрана должно быть не меньше 60–70 см. Время от времени следует делать гимнастику для глаз — медленные движения глазами: влево-вправо, вверх-вниз, по диагонали и по кругу, выполнять по 2 минуты. Не экономьте при выборе монитора: выбирайте монитор с высокой частотой обновления, с большой разрешающей способностью и маленьким шагом расположения точек.

Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как однообразное питание, витаминная недостаточность, природные условия, климат (длинная холодная зима, короткое холодное лето, нарушение фотопериодичности:  длинный день, длинная ночь, однообразие ландшафта.
Распространение миопии увеличивается по мере продвижения с юга на север. Это связано с особенностями светового режима и питания.
Длительное отсутствие естественного света приводит к необходимости постоянно, в течение дня, а следовательно, во время занятий в школе и дома пользоваться искусственным освещением, с другой стороны – большая яркость света в период белых ночей и полярного дня. Большая неравномерность световых условий в период полярного дня и полярной ночи, переход от условий полной темноты к сумеркам, от естественного освещения к искусственному, связаны с частой переадаптацией глаза. Все это оказывает неблагоприятное влияние на зрение.
Имеет значение и наследственная предрасположенность: дети близоруких родителей также часто близоруки. 
Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья человека.
Близорукость хоть и является болезнью глаз, но, тем не менее, многие авторы отмечают ее прямую связь с общими заболеваниями организма. Вот почему для профилактики миопии необходимо бороться с любой болезнью: будь то кариес зубов или хроническое заболевание желудочно-кишечного тракта, заболевание нервной системы или ревматизм, хронический тонзиллит или детские инфекции.
Немаловажную роль играет и состояние нервной системы. Большое напряжение нервной системы и раздражительность также может служить предрасположенностью к развитию зрительных расстройств.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.

Школьник, у которого развивается стойкое напряжение цилиарной мышцы, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.  

В городских школах близорукость, как правило, встречается чаще, чем в сельских. Очевидно здесь играет роль меньшая зрительная нагрузка учащихся сельских школ. Помимо того, сельские школьники больше бывают на свежем воздухе и занимаются физическим трудом, что способствует закаливанию организма и повышению его сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. А также для снятия усталости глаз можно выполнять несложные упражнения.

Упражнения для снятия усталости глаз
  • Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.
  • Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.
  • Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек, затем опустить руку, продолжая смотреть туда же в течение 5 сек.
  • Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и приблизить его к глазам (в течение 3-5 сек).
  • Отвести правую руку в сторону, медленно передвинуть палец согнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить упражнение, перемещая палец слева направо.
  • Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести взгляд на кончик носа. Закрыть глаза и повращать глазными яблоками вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы.
  • Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек, затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек.
  • Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30-35 см от глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки.

Метка на стекле позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

 Забавный, но весьма условный тест на близорукость:

Если вы заметили у вашего ребенка какие-либо признаки нарушения зрения. Советуем своевременно обратиться к специалисту – врачу офтальмологу. Ранняя диагностика позволяет не только выявить заболевание, но и предотвратить возможные отклонения в развитии — ведь резкое снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, негативно влияет на формирование речи, память, воображение.