Детские страхи

Страх-эмоция, как радость или гнев, но появляющаяся в ситуации, когда есть угроза опасности. На биологическом уровне в организме происходит выброс адреналина, на психологическом - появляется боязнь ситуации, предметов, событий. Человеку свойственно чего-то бояться. У ребенка страхи появляются вместе с познавательной деятельностью и каждому возрастному периоду соответствует свой вид страха. Для детей до 1 года характерны страхи громких звуков и отсутствия мамы, в 2-3 года страх наказаний, боли, одиночества, темноты, в 3-4 года страхи связаны с фантазиями ребенка, в 6-7 лет появляется страх смерти. Страх не должен закрепляться и переходить в болезнь, которая проявится заиканием, тиками, нарушением сна, раздражительностью, тревожностью и т.п. Страх, непреодоленный в детстве приведет к неуверенности в себе, несамостоятельности в дальнейшем. Чтобы этого не произошло, родители должны правильно воспитывать, учить и готовить ребенка к самостоятельной жизни. Ребенку, лишенному помощи родителей, не познать мир без лишних страхов.

В проблеме детских страхов важны следующие моменты.

Детей никогда не следует пугать ради послушания никем и ничем- ни дядей, ни волком, ни лесом. По мере развития ребенку указывают реальные опасности, а не запугивают придуманными коллизиями. Воспитание страхом- частая ошибка. Не запугивайте ребенка, произнося: «Нельзя, а то заберет чужой дядя!»; «Надо сделать, а то придет баба-яга!».

Родители никогда не должны стыдить ребенка за испытываемый им страх. Ребенок еще много не знает и не понимает, поэтому вместе со взрослым должен разобраться в новой ситуации. Если ребенок останется один на один со своим страхом, то он прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: сосание языка, пальца.

Ребенка никогда нельзя оставлять одного в незнакомой обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-то неожиданного для него.

Родители ограждают ребенка от страхов разумной предусмотрительностью и добротой. Если ребенок испытывает страх при засыпании, родители уложив малыша, удаляются, но на его зов тут же возвращаются, обещая, что придут и посидят с ним, окончив дела. Ребенок знает, что родители рядом и засыпает спокойно.

Чего ребенок не понимает, того он и боится. Полноценное умственное воспитание, полноценность ответов на вопросы ребенка, а с этим- и полноценная ориентированность ребенка в окружающем его мире- профилактика детских страхов.

Ребенка следует уберечь от непосильных для него переживаний - неблагоприятного финала болезней близких людей, тяжелых происшествий. Об этом не следует говорить при ребенке.

Если страх ребенка настораживает своей необычностью, беспричинен, немедленно следует обратиться к врачу.

Врач-невролог ДГКБ № 7 Л.М.Свиридова