Готовность к школе

Вот и подходит к концу теплое лето. Август, а скоро наступит сентябрь. И для кого-то этот первый осенный месяц будет ознаменован важным событием - поступлением в школу.  «Скоро мы станем учениками», - с гордостью говорят выпускники детских садов. Для них это первый осознанный шажок во взрослую жизнь. Что же нужно, для того, чтобы быть готовым к школе? Сшить форму, купить школные принадлежности? Конечно, это необходимо сделать, но давайте поговорим о более серьезных вещах, о психологической готовности к обучению в школе.

Многие родители дошкольников интересуются: во сколько лет отдавать ребенка в школу? Конечно, есть общепринятый возраст, но все дети разные: кто-то может пойти в первый класс в шесть и будет отлично учиться, а кому-то и в семь будет тяжело. Чтобы выяснить, пора ли ребенку начинать школьное обучение, существует диагностика готовности ребенка в школе.

Готовность ребенка к школе определяется по трем аспектам, которые взаимосвязаны между собой. Это физическая готовность, интеллектуальная готовность и личностная готовность. Поэтому диагностика готовности ребенка в школе производится разными специалистами (врачами, педагогами, психологами), а уже потом выносится вердикт — готов ребенок к школе или стоит еще годик подождать.

Физическая готовность к школе определяется в ходе медосмотра. Ребенка осматривает не только терапевт, но и врачи-специалисты. Результаты медицинского осмотра заносятся в амбулаторную карту ребенка. Никто не говорит, что ребенок должен быть абсолютно здоровым (совершенно здоровых детей, к сожалению, очень и очень мало). Однако по результатам осмотра врач может предложить и повременить со школой, если имеются проблемы со здоровьем, которые могут помешать нормальному обучению ребенка в школе (или усугубиться из-за школы).

Под интеллектуальной готовностью к школе подразумевают достаточный уровень развития памяти, внимания, мышления, восприятия и речи. Если познавательные процессы ребенка недостаточно развиты, обучение в школе будет представлять для него трудности. На пороге школы высшие психические функции находятся на следующем уровне развития:

    Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.
    Память: для ребенка 6-7 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще несколько раз и после 3-4 предъявлений ребенок обычно запоминает более половины слов. Если ребенок 6-7 лет не может запомнить более 3 слов с 4-го предъявления, возможно, ему необходима консультация невропатолога. К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным.
    Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться предпосылки логического мышления, которое окончательно формируется к 14 годам. Продолжает совершенствоваться восприятие.
    Воображение: становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Будут ли присутствовать родители при индивидуальной беседе педагога с ребенком, обычно зависти от желания самого ребенка. Однако они ни в коем случае не должны вмешиваться в ход беседы. При выполнении каждого задания за него ставят баллы в зависимости от того, выполнил ли ребенок задание сам, с помощью педагога или после демонстрации образца.

Под личностной готовностью подразумевают школьную мотивацию. Главный критерий — это наличие у ребенка выраженного интереса к обучению и знаниям. Так, если ребенок на вопрос «Почему ты хочешь пойти в школу?» отвечает, что хочет учиться, и поясняет, что он имеет в виду (узнавать новое и т. п.), он готов к школе. А если он говорит, что хочет в школу, потому что ему обещали купить новую одежду и портфель, ни о какой готовности к школе речи тут не идет.

Еще личностная готовность включает в себя то, насколько ребенок ориентируется в окружающем мире, уровень его самостоятельности, активности и инициативы, умение устанавливать контакт с другими детьми и взрослыми, потребность ребенка в общении. Все это выясняется в ходе беседы. Обычно длительность беседы с ребенком не превышает получаса. Также педагог проводит анкетирование родителей и на основании всей собранной информации определяет, готов ли ребенок к школе. 

Что нужно сделать переж наступлением 1 сентября?

- Заранее познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
-  Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
 - Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству.
 - Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, пере мены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки.
- Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
- Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.