Навык правильной осанки.

Осанка — это привычная вертикальная поза (вертикальное положение тела человека) в покое или при движении. Нарушение осанки чаще всего появляется в  школьном возрасте,  особенно в периоды    ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку  сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается  уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только  непривлекательным внешним видом, этот ребенок, как привило,  мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается,  часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки - это не болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска  по развитию ортопедической  патологии позвоночника и стоп, заболеваний  органов дыхания, пищеварения, развитию астено-невротических состояний. Ребенку с нарушенной осанкой часто не хватает внимания близких людей, у него может быть пониженная самооценка. Эти возможные негативные варианты развития ситуации лучше постараться предотвратить. Выработка нормальной или максимально приближенной к ней осанки – это и конечная цель лечения, и то, с чего необходимо начать занятия лечебной физкультурой. Поддерживая правильную осанку, не надо напрягать мышцы, тело не должно быть скованным (« как аршин»). Для формирования хорошей осанки очень важно ощущение положения собственного тела в пространстве. Правильные исходные положения, правильное выполнение упражнений развивают мышечно-суставное чувство, помогают выработать правильный двигательный стереотип. Принимать правильную осанку и исправлять замеченные дефекты помогает использование зеркала, а еще лучше – большого трельяжа, в котором можно осмотреть себя не только спереди, но и сбоку. Исходные положения сами по себе являются одновременно упражнениями: они выравнивают тонус мышц с правой и с левой стороны туловища, нормализуют физиологические изгибы позвоночника и тонус позных мышц, помогают выработать навык правильной осанки. Перед тем как приступить к выполнению упражнений, научите ребенка правильно принимать исходные положения.

Лежа на спине. Голова, туловище и ноги расположены на одной прямой, лоб и подбородок – на линии, параллельной полу, плечи опущены, руки лежат вдоль туловища, поясница прижата к полу. Лежа на животе. Голова, туловище и ноги расположены прямо, лоб опирается на тыльную поверхность положенных друг на друга ладоней. При выполнении упражнений из исходного положения, лежа на животе руки, могут располагаться вдоль тела ладонями вниз или опираться ладонями на пол по бокам от груди. При повышенном тонусе плечевого пояса лоб и плечи можно положить на валики. Лежа на боку. При выполнении упражнений в этом исходном положении необходимо удерживать туловище именно на боку не заваливаясь вперед или назад, не сгибая ноги в тазобедренных суставах и сохраняя нейтральное положение поясницы (без прогиба вперед или назад). «Нижнюю» руку вытягивают вперед или подкладывают ладонь под щеку. «Верхняя» рука, поставленная «окошком» (перед грудью опирается ладонью об пол), помогает поддерживать и контролировать положение туловища.

Стоя. Голова поднята так, чтобы лоб и подбородок находились на одной вертикальной линии, плечи немного опущены и отведены назад, лопатки сведены и прилегают к спине, руки свободно опущены вдоль туловища или опираются ладонями на пояс, грудь выступает вперед, живот втянут, колени выпрямлены, стопы параллельны, на ширине одной ступни или на ширине

Сидя. Голова и туловище – в том же положении, что и в позе стоя, ладони на бедрах или на поясе, ноги расположены симметрично, голеностопные, коленные и тазобедренные суставы согнуты под прямым углом, опора на ягодицы одинакова.

Врач-ортопед Раловец Нина Эдуардовна.